Нужно ли прогревать автомобиль

07.06.2019

Автомобилисты часто задаются вопросом: нужно ли прогревать двигатель перед началом движения, и сколько минут мотор должен работать на холостом ходу.

Гены подсказывают: греть мотор надо! Этому учили отцы и деды. Но вот инструкции к новым иномаркам иного мнения: сел в холодную машину, завелся и — в путь! Кто же прав? В поисках ответа надо увязать три фактора: экологию, экономику и ресурс двигателя.

Некоторые автомобилисты утверждают, что прогрев - лишняя трата времени. Так давайте же раз и навсегда разберемся с данным вопросом.  

Как прогревается мотор

Полностью прогретым мотор будет тогда, когда все его детали и рабочие жидкости выйдут на рабочие температуры, то есть при фиксированном режиме работы перестанут меняться. Быстрее всего прогревается охлаждающая жидкость — это тот процесс, который мы видим по изменению положения стрелки на указателе температуры. С ней же прогреваются детали верхней части двигателя (поршни, цилиндры, головка) — темп практически тот же. А вот масло в поддоне греется значительно медленнее. Откуда это видно? У кого есть бортовой компьютер, замечал, наверное, что даже после достижения нормальной температуры охлаждающей жидкости расход топлива на холостых может еще какое-то время уменьшаться. Это как раз и связано с медленным прогревом масла. И наконец, дольше всего греется нейтрализатор, а вместе с ним выходит на рабочий уровень токсичность отработавших газов. Но все скорости прогрева зависят от режима работы двигателя.

Густое масло на морозе – как не повредить двигатель?

 

 

 

Почему мотору не нравится мороз? Главная причина в том, что любое моторное масло густеет на холоде. Достаточно просто вспомнить школьную физику: когда масло остывает оно, густеет. Даже если в летнюю ночь было достаточно холодно для лета, то масло может охладиться.

Если масло будет густым, то оно просто не будет успевать проникать до всех механизмов двигателя. А при определенных температурах вообще может перестать течь. Минеральные масла — уже при минус 20…25 °С, лучшие синтетики — при минус 45…55 °С.

В итоге узлы трения работают «всухую», резко возрастают мощности механических потерь, которые требуют лишнего бензина. Если это будет продолжать на протяжении долгого времени, то произведёт до поломки мотора.

При чем тут экология?

Основной причиной, почему не следует прогревать двигатель, это нарушение экологии и покоя окружающих нас людей. Особенно это актуально для тех, кто живет в мегаполисах. Только представьте, как живется людям, у которых каждое утро под окнами тарахтит несколько десятков машин. Выхлопные газы распространяются по воздуху и поднимаются, просачиваясь в форточки и попадая в квартиры.

Понятно, что нежелание автопроизводителей греть автомобиль вызвано вовсе не заботой о нашем кошельке. Главный аргумент — экология. Ведь современные нормы токсичности Евро-4 и выше накладывают жесткие ограничения на содержание токсических компонентов на пусковых режимах и в период прогрева.

Смерть мотору?

О том, что при пуске и прогреве резко растет износ двигателя, не писал только ленивый. Бородатые профессоры с экрана убеждают народ, что один холодный пуск равен 100 км пробега! Ему, конечно, виднее, только мы в Желтом боксе не стали бы давать подобных точных цифр.

И автомобили разные, и моторы, и температуры за бортом, и масла, залитые в поддон, да и пробег, с которым сравнивают, тоже может быть либо за городом, либо в городских пробках. Поэтому, на наш взгляд, справедливее эквивалент от 20 до 200 км: главное — тенденция. И важно, что движение без прогрева не дает деталям двигателя подготовиться к приему больших нагрузок. Им приходится плохо — и не только подшипникам.

Есть в моторе такая деталь — поршень, а у него на боковой поверхности нарезаны канавки, чтобы поршневые кольца ставить. Так вот, эти канавки наиболее чувствительны к нагрузкам и первыми разрушаются, когда те становятся чрезмерными. И здесь именно такая ситуация. Если сразу стартовать да еще побуксовать малость, выбираясь из сугроба, нагрузки на мотор станут сразу большими. Тепловые потоки от рабочего тела разогревают днище поршня быстро, а зона канавок касается холодного цилиндра, который чуть теплее антифриза. Возникают большие перепады температур, и с ними — запредельные напряжения. А поршень без канавок — уже не поршень. И чем лучше прогрет двигатель, тем меньше опасность такой беды.


А что же автопроизводители? Они все знают, но ресурс мотора их, честно говоря, не волнует. Мотор должен отходить гарантийный срок, затем быть продан и отправлен куда-нибудь в третий мир. Иначе рынок затоварится. Оттуда и пляшут рекомендации — экология первична, экономия тоже где-то там, а ресурс — кому он интересен?

Греем автомобиль!

Мы считаем, что именно третий вариант является наиболее предпочтительным. И по экономии топлива он приемлем, а по токсичности — вообще лучший. Предварительно подогретый двигатель готов принимать нагрузки и хорошо защищен от износа. Кстати, фактически мы чаще всего и следуем этой рекомендации: мотор греется, пока отскребаются стекла и сметается снег…

И еще… Вдруг придется резко газануть на совсем холодном моторе — мало ли, как сложится обстановка на дороге? И вот тут несложно влететь в совсем плохую ситуацию — клапаны могут зависнуть и встретиться с поршнем, или провернутся вкладыши коленчатого вала. А вот предварительно прогретый мотор и такое издевательство снесет без последствий.

В общем, греем! Только чуть-чуть и по-быстрому…

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши консультанты свяжутся с вами!