Вариаторы – надежность или вымысел?

18.11.2019

Вариаторы из года в год набирают популярность и сейчас мало кого можно удивить таким типом трансмиссии. За последнее десятилетие подобный метод переключения передач из экзотики перешел в разряд вполне обычных «автоматов».

Что такое вариатор

По сути, вариатор (наиболее распространённое англоязычное обозначение — CVT — continuously variable transmission) — это, простите за тавтологию, вариация на тему автоматической коробки передач. И автомобиль, оборудованный им, на первый взгляд, ничем не выдаёт себя — педалей всего две и рычаг переключения режимов трансмиссии — P, R, N, D — такой же, как и у машины с традиционной АКПП. Всё привычно. Но работает вариатор совершенно по-другому. В нём нет фиксированных первой, второй, десятой передач. Попробуйте представить себе, сколько звёзд в нашей Вселенной, но у вариатора передач всё равно намного больше. И «переключение» между ними происходит плавно и незаметно.

Краткая история развития вариаторов

Вариатор ставился серийно на автомобили DAF (в то время под этой маркой выпускались не только грузовики, но и легковушки) еще в 50-х годах прошлого века. Потом нечто похожее начали делать и на Volvo, но по-настоящему широкое распространение вариаторы получили лишь сейчас, но сама технология была разработана еще Леонардом да Винчи.

Причиной повышенного интереса со стороны японских конструкторов стали многочисленные попытки автопроизводителей повысить КПД двигателя, в результате которых они пришли к выводу, что собственно КПД поднимать не надо, достаточно предотвратить потери мощности на трансмиссии. Согласно законам физики, это можно было бы сделать, добавив число передач, но здесь разработчики упирались в существенную проблему, — чем больше будет передач, — тем лучше, тем меньше будут потери. Получалось, что это экстенсивный путь, а он подразумевает наращивание размеров КПП, что в конечном итоге приводит к сложной управляемости, и ненадежности узла в целом, о чем мы уже говорили.

Требовалось или увеличить количество передач до бесконечности, или… убрать их совсем! Для этого им и потребовались наработки по вариатору, — бесступенчатой трансмиссии, позволяющей осуществлять плавный разгон и торможение, фактически напрямую передавая усилие с двигателя.

Причина бурного развития вариаторов в наши дни проста, — АКПП этого типа более экономичны (разница порядка 10-20% по сравнению с обычным «автоматом»), несравненно более комфортны, из-за отсутствия рывков и переключений, а главное, вариатор обеспечивает более плавный, и что характерно, более быстрый разгон автомобиля, даже по сравнению с механикой, за счет идеального соотношения (а точнее отсутствия) передач. Казалось бы, вот он, — идеал, но на деле все оказалось не так радужно.

Плюсы вариатора

  • мягкое переключение, т.к. в вариаторе нет передач, а передаточное число меняется постоянно;
  • легкое и комфортное управление;
  • более быстрый разгон, т.к. не тратится время на переключение передач;
  • экономный расход топлива, т.к. передаточное число постоянно меняется, не происходит потери мощности. Вариатор тратит меньше бензина, чем механика и другие виды автомата;
  • экологичность - вариатор выбрасывает в атмосферу меньше вредных веществ, чем другие коробки передач;
  • увеличенный ресурс двигателя.

Минусы вариатора

  • необходимость приобретать специальное масло. Причем конкретному производителю нужно определенное масло. Его нужно менять примерно каждые 30 тыс. км;
  • возможность установки вариатора только на машины, у которых не более 220 л.с.;
  • резкие разгоны и торможения могут привести к поломке;
  • ремонт вариатора – это сложный процесс, который дорого стоит. Кроме того, не так-то просто найти хорошего специалиста;
  • вариатор обгоняет другие виды АКПП по техническим особенностям, но он имеет высокую стоимость обслуживания.

Основная проблема вариаторных коробок передач

Основной проблемой вариатора была и остается надежность узла. Дело в том, что сам производитель укладывает срок «хождения» вариатора в 150 000 – 200 000 км, если мы говорим про новый автомобиль. Конечно, приобретая автомобиль новым, Вы практически застрахованы от неприятностей, поскольку среднестатистический водитель наезжает за год порядка 20 000 – 35 000 км. Таким образом, срока работы узла Вам с лихвой хватит на весь срок гарантии автомобиля, но если машина покупается с рук, то вариаторный узел может стать источником перманентной головной боли. Для России эта проблема особенно актуальна, поскольку в холодном климате вариатору работать тяжелее. Также, при эксплуатации в России есть еще две отрицательных особенности для вариатора.

Основные поломки вариаторов

  1. Разрыв ремня. Очень редкая поломка, неремонтопригодная – только замена всего узла целиком.
  2. 1.jpg

  3. Разрыв шлицов маховика. Основные признаки: идет набор оборотов двигателя, а машина стоит. Поломка можно устранить, она не такая затратная, как разрыв ремня.
  4. 2.jpg

  5. Плавание оборотов. Плавание оборотов возможна при: забитой топливной системе, забитой рейке форсунок, дросселя, клапана холостого хода, инжектора, убитых свечах в летний период эксплуатации. Если одно из этих параметров не чистилось год, будут плавать обороты. В зимний, при температуре более -10: не прогретое масло вариатора. Нужно проехать в щадящем режиме пару км, с оборотами до 2500 и все восстановится. Если все чисто, проезжали зимой 10 км, а обороты не "встают", то это плохая работа соленоидов, отвечающих за старт и передаточные числа.
  6. 3.jpg

Профилактика – залог надежности

В принципе, можно значительно уменьшить негативные последствия нагрузок на узел, простой своевременной заменой жидкости в вариаторе. Кстати, здесь следует сделать корректировку на своевременность. Если судить по японским стандартам — замена масла в вариаторе требуется каждые 40 000 км. В России, с ее неблагоприятным для CVT климатом и «лихой» манерой вождения, замена может требоваться каждые 25 000 — 35 000 км. Здесь требуется со скрупулезной точностью соблюдать предписанные инструкции по замене масла, ибо любая самодеятельность может выйти «боком», и, в дальнейшем, обернуться очень дорогим ремонтом

Оптимальный режим вождения автомобилей с вариаторной трансмиссией

  • Во-первых, вариатору категорически противопоказаны резкие рывки. Как уже говорилось, сердцем узла является ременная передача, которая отвратительно переносит кратковременные усилия на растяжение. Почему-то в России принято резкое ускорение со светофора, а это чревато растяжением ремня, как следствие, его проскальзыванием и выходом из строя всего узла.
  • Во-вторых, вариатор не переносит длительное равномерное передвижение со скоростью более 120 км/ч. Во время работы в монотонном режиме на валах вариатора появляются выработки, которые со временем становятся «ступеньками» для бесступенчатой трансмиссии. Но в России с ее огромными расстояниями, даже режим движения в большом городе по объездной или кольцевой больше похож на движение по трассе.
  • Оптимальный режим работы вариатора, — плавный разгон, плавное торможение. Его стихия, это город и пробки.

ПОМНИТЕ: Вы всегда можете обратиться в наш автосервис, где Вашему автомобилю с радостью окажут профессиональную техническую помощь. Также Вы можете записаться к нам на плановый технический осмотр! Ознакомитесь пожалуйста с нашими услугами по ремонту и диагностике автомобиля.

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши консультанты свяжутся с вами!