Замена масла в вариаторе CVT: способы замены и особенности

22.03.2022

В настоящее время все чаще и чаще можно увидеть вариатор CVT на том месте, где раньше была «классическая» гидромеханическая АКПП.

Вариатор в автомобиле уже стал современной альтернативой стандартной КПП. Если обратить внимание на принцип работы, то он очень похож на АКПП, однако вариаторы могут обеспечить улучшенные динамические показатели, также они являются более экономичными, а сама коробка априори считается наиболее комфортной.

Срок службы вариатора, а также его исправность напрямую зависят от соблюдения правил эксплуатации и качества проводимого обслуживания. В этой статье мы постараемся максимально подробно рассказать все о вариаторах – как поменять масло в CVT, как часто это необходимо делать, а также как правильно выбрать смазочное средство.

Устройство вариатора

Вариатор состоит из двух шкивов с переменным передаточным отношением вместо большого и объемного набора валов, шестерен и коромысел, поэтому компактность – это отличное преимущество такой коробки передач.

cvt1.jpg

Схема работы вариатора

Расскажем немного подробнее о принципе работы: от двигателя к приводному валу (а именно к ступицам колес) крутящий момент передается с помощью клиновидного ремня особой конструкции.

Есть эксперты, которые называют этот ремень цепной передачей. В какой-то степени они правы, поскольку это набор металлических звеньев, соединенных между собой особым образом.

Передаточное отношение (которое приводит к изменению скорости вращения трансмиссионного вала) изменяется благодаря синхронной смене диаметров шкивов. На схеме видно, что, сдвигая и раздвигая «щеки» шкивов, можно с большой точностью регулировать обороты колес.

А для того, чтобы сжать и удержать эти самые половинки, применяется трансмиссионное масло, специально разработанное для вариаторов.

Жидкость поступает в цилиндры, расположенные на одной оси со шкивами, и сдавливает половинки с чудовищной огромной силой. В то же время, во втором цилиндре количество масла уменьшается ровно до такого объема, чтобы обеспечить силу сжатия и геометрию.

Кроме того, вся эта система должна постоянно смазываться в местах соприкосновения ремня (цепи) и шкива. Параллельно обеспечивается охлаждение: постоянное трение металла о металл нагревает механизм вариатора.

И все-таки одна шестеренная пара в этой системе есть. Это механизм включения заднего хода. Для него отдельная смазка не требуется – узел «купается» в общей трансмиссионке.

Особенности эксплуатации и когда производить замену масла

Если посмотреть на эту систему с точки зрения механики, то это по своей сути обычный узел, в котором масло используется не только для того, чтобы снизить силу трения, но и в качестве гидравлической жидкости.

В вариаторе смазочный материал применяется не для перемещения механизмов переключения, а для создания необходимого давления между половинками шкива, в отличие от классической АКПП с гидротрансформатором.

cvt2.jpg

В программе управления механической частью CVT есть линейная поправка «на старение» жидкости. Внутренний счетчик постепенно увеличивает давление в цилиндрах сжатия, чтобы компенсировать потерянные гидравлические свойства.

Чтобы узнать конкретный срок замены масла в вариаторе, то необходимо обратиться к производителю (к мануалу).

Если к примеру, обратиться к официальному мануалу для вариаторов Ниссан, то замена масла в нем должна проводиться каждый 40-50 тыс. км пробега (в зависимости от модели авто и установленного на нем силового агрегата).

Однако важное замечание – срок должен быть сокращен в 2 раза при условиях:

  • Движения в условиях сильной запыленности или в высокогорной местности;

  • При частых коротких поездках;

  • При эксплуатации автомобиля в сложных климатических условиях;

  • При езде по рыхлому покрытию, по дорогам, прошедшим обработку реагентами;

  • При буксировке прицепа.

Если учесть, что у нас в городе ситуация не очень благоприятная – режим старт-стоп, пробуксовки на крутых подъемах с гравийкой, резкие разгоны и практически полные остановки на светофорах, то можно сказать, что нас авто находится в тяжелых условиях, поэтому так важно уделить много внимания коробке передач.

Все вышеперечисленные факторы (а к ним можно добавить ряд сопутствующих) прямолинейно приводят к ускоренному старению смазочного материала в трансмиссии, а также к потере физических свойств масла, а это очень важно для CVT.

В дорожных условиях Владивостока замена масла в вариаторе должна выполняться каждые 30-45 тыс. км пробега. При этом процедура замены, включающая в профессиональном исполнении около 20 последовательных этапов, имеет свои нюансы для различных моделей и поколений вариаторов.

Способы замены масла в вариаторе

Как и в случае с традиционным «автоматом» или «роботом» — масло вариатора можно обновлять частично, или со 100% обновлением. Причем оба способа рекомендуется осуществлять в проверенных автомастерских, таких как «Желтый бокс» во Владивостоке.

Частичная замена масла в вариаторе

Это довольно простая процедура: часть масла сливается, а затем наливается новое масло такого же объема, далее необходимо откорректировать уровень масла в вариаторе.

cvt3.jpg

Чтобы выполнить такую процедуру, нужно:   

  1. Хорошенько прогрейте КПП, проехав на автомобиле около 10-15 км – это будет обычная поездка с частой сменой режима работы вариатора.

  2. Далее необходим поднять авто на подъемнике или загнать на смотровую яму.

  3. Отвернуть сливную пробку, открыв при этом и заливную, для свободного поступления воздуха.

  4. Принять отработку в заранее подготовленную емкость. Старайтесь не проливать жидкость: и это не из соображений экологии, объем необходимо зафиксировать. Слить старое масло в плошку, запомнить объем. Желательно выделить для слива много времени, чем больше масла выйдет – тем лучше.

  5. Закрутить сливную пробку, залить CVT масло в необходимом объеме.

Таким образом, вы замените 30% — 40% масла. Поэтому это даже не замена, а так называемое «освежение» состава. Логично, что необходимо выбрать точно такую жидкость, которая была залита.

Чтобы добиться полной замены масла, такую процедуру нужно повторять минимум 3-4 раза (с интервалом 500-700 км). Также рекомендуется выполнить двойную замену всех фильтров АКПП (после первого подхода и после последнего), промыть поддон.

Полная замена масла в вариаторе

Чтобы полностью заменить масло в вариаторе, нужно обратиться к специальной установке. Полня замена предполагает метод вытеснения, когда новая жидкость фактически выдавливает старую из КПП (замещение).

cvt4.jpg

Аппарат подключается к патрубкам радиатора системы охлаждения вариатора, затем под давлением подается свежее масло, которое вытесняет отработку. Система имеет смотровые окошки, чтобы можно было контролировать процесс прокачки, определяя степень очистки по цвету жидкости. Основным преимуществом такого способа является максимально полное обновление масла в вариаторе.

Также аппаратная замена позволяет перед закачкой масла в коробку выполнить процедуру по промывке вариатора. Может использоваться как обычная смазочная жидкость, так и специальные промывочные составы. Затем производится полная замена масла в вариаторе на аппарате.  

Наш профессионализм – Ваша безопасность!

Автосервис «Желтый бокс»

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши консультанты свяжутся с вами!