14.12.2020
Исправные тормоза – залог вашей безопасности. Тормозная система не должна барахлить или работать «через раз» – это аксиома, не требующая доказательств. Ее срабатывание должно быть молниеносным, а функционирование – безупречным, ведь даже незначительная неисправность тормозной системы может спровоцировать возникновение аварийной ситуации.
Устройство тормозной системы
Тормозная система имеет следующее устройство:
-
тормозной механизм;
-
тормозной привод.
Тормозной механизм предназначен для создания тормозного момента, необходимого для замедления и остановки автомобиля. На автомобилях устанавливаются фрикционные тормозные механизмы, работа которых основана на использовании сил трения. Тормозные механизмы рабочей системы устанавливаются непосредственно в колесе. Тормозной механизм стояночной системы может располагаться за коробкой передач или раздаточной коробкой.
В зависимости от конструкции фрикционной части различают:
-
барабанные тормозные механизмы;
-
дисковые тормозные механизмы.
Тормозной механизм состоит из вращающейся и неподвижной частей. В качестве вращающейся части барабанного механизма используется тормозной барабан, неподвижной части –тормозные колодки или ленты.
Вращающаяся часть дискового механизма представлена тормозным диском, неподвижная – тормозными колодками. На передней и задней оси современных легковых автомобилей устанавливаются, как правило, дисковые тормозные механизмы.
Дисковый тормозной механизм состоит из вращающегося тормозного диска, двух неподвижных колодок, установленных внутри суппорта с обеих сторон.
Суппорт закреплен на кронштейне. В пазах суппорта установлены рабочие цилиндры, которые при торможении прижимают тормозные колодки к диску.
Тормозной диск при торможении сильно нагреваются. Охлаждение тормозного диска осуществляется потоком воздуха. Для лучшего отвода тепла на поверхности диска выполняются отверстия. Такой диск называется вентилируемым. Для повышения эффективности торможения и обеспечения стойкости к перегреву на спортивных автомобилях применяются керамические тормозные диски.
Тормозные колодки прижимаются к суппорту пружинными элементами. К колодкам прикреплены фрикционные накладки. На современных автомобилях тормозные колодки оснащаются датчиком износа.
Тормозной привод обеспечивает управление тормозными механизмами. В тормозных системах автомобилей применяются следующие типы тормозных приводов:
-
механический;
-
гидравлический;
-
пневматический;
-
электрический;
-
комбинированный.
Механический привод используется в стояночной тормозной системе. Механический привод представляет собой систему тяг, рычагов и тросов, соединяющую рычаг стояночного тормоза с тормозными механизмами задних колес. Он включает:
-
рычаг привода;
-
регулируемый наконечник;
-
уравнитель тросов;
-
тросы;
-
рычаги привода колодок.
На некоторых моделях автомобилей стояночная система приводится в действие от ножной педали, т.н. стояночный тормоз с ножным приводом. В последнее время в стояночной системе широко используется электропривод, а само устройство называется электромеханический стояночный тормоз.
Гидравлический привод является основным типом привода в рабочей тормозной системе. Конструкция гидравлического привода включает:
-
тормозную педаль;
-
усилитель тормозов;
-
главный тормозной цилиндр;
-
колесные цилиндры;
-
шланги и трубопроводы.
При нажатии на педаль тормоза нагрузка передается к усилителю, который создает дополнительное усилие на главном тормозном цилиндре. Поршень главного тормозного цилиндра нагнетает жидкость через трубопроводы к колесным цилиндрам. При этом увеличивается давление жидкости в тормозном приводе. Поршни колесных цилиндров перемещают тормозные колодки к дискам (барабанам).
При дальнейшем нажатии на педаль увеличивается давление жидкости и происходит срабатывание тормозных механизмов, которое приводит к замедлению вращения колес и появлению тормозных сил в точке контакта шин с дорогой. Чем больше приложена сила к тормозной педали, тем быстрее и эффективнее осуществляется торможение колес. Давление жидкости при торможении может достигать 10-15 МПа.
При окончании торможения (отпускании тормозной педали), педаль под воздействием возвратной пружины перемещается в исходное положение. В исходное положение перемещается поршень главного тормозного цилиндра. Пружинные элементы отводят колодки от дисков (барабанов). Тормозная жидкость из колесных цилиндров по трубопроводам вытесняется в главный тормозной цилиндр. Давление в системе падает.
Симптомы неисправностей тормозной системы
Существует несколько симптомов, указывающих на наличие проблем в тормозной системе:
-
Водитель ощущает пульсацию, когда нажимает на педаль тормоза;
-
Педаль проваливается или чрезмерно легко нажимается;
-
При попытке затормозить машина уходит вправо или влево;
-
Неравномерный износ колодок;
-
Тормозные диски чрезмерно перегреваются;
-
Водитель заметил протечку тормозной жидкости;
-
Тормозной путь заметно увеличился;
-
Колеса тормозят произвольно;
-
При торможении появились посторонние звуки, шум.
Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы
Технология восстановления работы тормозной системы во многом зависит от характера проблемы. Если вы не знакомы с устройством и не имеете опыта ремонта тормозной системы, заниматься проблемой самостоятельно не рекомендуется.
Обращайтесь в нам автосервис «Желтый бокс» мы сможем грамотно диагностировать проблему и произвести ремонт.
Может потребоваться замена:
-
Колодок и дисков;
-
Шлангов и цилиндров
-
Троса и колодок ручного тормоза;
-
Трубки тормозной магистрали;
-
Вакуумного усилителя, тормозного суппорта;
-
Тормозной жидкости и пр.
Не покупайте лишнее! Сделайте предварительную диагностику.